takamatsu photoВ этом году, 41ом Периода Сёва (1966), мне станет шестьдесят восемь лет.
 Два или три года назад я и знать не знал своего возраста - мне это было неинтересно, хотя мне и была известна дата моего рождения, 1889 год. Я несколько смущен тем, как выглядит моё лицо, но причина лишь в том, что я не гляделся в зеркало на протяжении почти тридцати лет. Хотя, не смотря на мой порядком потрепанный вид, многие называют меня весьма энергичным человеком. И если большинство людей за часовую прогулку проходят около четырех миль, то я то же расстояние покрываю в половину времени.

.


 Я люблю гулять, и делаю это каждый день со своими собаками. Я нечасто слежу за временем, но укладываюсь в постель ровно в девять вечера. Там ко мне обычно приходит мой кот, которого я прозвал Дзиро. Я встаю в половину седьмого и обтираюсь холодной водой - это одна из тех вещей, делать которые я не забываю последние лет сорок, и все это время и ни разу не был болен. Хотя, думаю, причиной этого была не только холодная вода. Я очень люблю рисовать, и хотя великими талантами в данной сфере не обладаю, но я от чистого сердца наслаждаюсь самим процессом. Для меня это как игра. Никто не знает, чем обернется завтрашний день - возможно, он станет нашим последним. По стремительной молодости я наделал множество жизненных ошибок, но набрался опыта лишь к сорока годам. И, осознав эти ошибки, я теперь регулярно обтираюсь водой и гуляю с собакай по вечерам. После этого я сажусь писать и рисовать, и тем самым сохранаю гармонию в своей жизни (упражнения, отдых, учеба и удовольствия).


 Злой ум приводит к нехорошим поступкам. И даже ниндзя, настроенный плохо и неправильно, будет изгнан. Это применимо к любой воинской системе, не только ниндзюцу.
Моим учителем Кото-рю Коппо-дзюцу и Тогакурэ-рю Ниндзюцу был Тода Синрюкэн Масамицу-сэнсэй. Приемам коси-дзюцу он начал учить меня, едва мне исполнилось девять лет. По юности я прошёл через много драк, в основном защищая себя. После схватки с двумя мастерами Мусаси-рю я в пятнадцатилетнем возрасте повредил барабанную перепонку. Позже это стало причиной признания моей негодности для Детской Армии.

  Когда мне было семнадцать, на спичечной фабрике моего отца работал престарелый мужчина по имени Иситани, использовавший боккэн в качестве трости. Это был известный мастер боевых искусств, но подобно другим мастерам той эпохи он не мог зарабывать на жизнь своим ремеслом, так ему пришлось устроиться охранником на фабрику моей семьи. Один человек помог мне построить додзе при фабрике и Иситани-сэнсэй стал обучать нса Куки Хаппо Бикэн-но-дзюцу и другим боевым искусствам, включающим в себя работу с обширным арсеналом оружия - мечи, бо, сюрикэны... Но, что выше этого, он обучал меня искусству ниндзюцу. К сожалению, он был уже совсем стар и умер через два года на моих коленях.
  Я упражнялся в Каратэ-копподзюцу и должен признать, что тренировка эта была суровой. Вначале вы должны закалить пальцы и их кончики ударами в песок. После этого - используя гравий, и наконец - камни. Поначалу ваши ногти и подушечки будут кровоточить, заниматься станет очень больно и продолжать упорные тренировки станет невыносимо. Но этой закалкой я добился очень сильных пальцев, несмотря на то, что сегодня эти упражнения бесполезны, и достаточна лишь легкая работа с Макавари. Я говорю так потому, что данной закалкой легко повредить суставы, это может сильно сказаться на дальнейшей вашей жизни.
  ishitaniСвою тренировку искусствам ниндзюцу я начал, когда мне было тринадцать. Вначале я работал с деревянной доской толщиной 3см и длиной четыре метра, наклонённой под углом в 45 градусов. Постепенно я поднимал доску все выше - до 60 и 70 градусов - и так пока не смог взбегать на поверхность под прямым углом.

  Ниндзюцу - не есть всего лишь искусство невидимости. Обширный диапазон техник вышел на свет лишь спустя долгий период времени. Корни их восходят к заре времен, эре Богов. Более точной информации об их происхождении вам не скажет никто из живых ныне.
Семья Куки хранила записи о том периоде под заголовком Кукисин-рю Хаппо Бикэн-дзюцу, бывшим лишь частью более продвинутого учения Яю-рю. В школе Ига-рю также возможно отыскать Хаппо Бикэн-дзюцу, и это - сама сущность ниндзюцу.

Вот список искусств Хаппо Бикэн-дзюцу.
1. Тай-дзюцу - Хитё-дзюцу - Нава-нагэ
2. Каратэ-дзюцу - Коппо-дзюцу - Дзютай-дзюцу
3. Со-дзюцу - Нагината-дзюцу
4. Бо-дзюцу - Дзё-дзюцу - Ханбо-дзюцу
5. Сэнбан-нагэ-дзюцу - Кэн-нагэ-дзюцу
6. Ка-дзюцу - Суй-дзюцу (вместе)
7. Тикудзё Гэнрякухэйхо
8. Онсин-дзюцу


"Бикэн" - это обозначение для группы искусств, включающих кэн-дзюцу, кодати-дзюцу и дзюттэ-дзюцу. Дзюттэ-дзюцу - высшая из техник меча, включающая способы нападения и защиты с дзюттэ и тэссеном. В эту же категорию может входить и тоако-дзюцу, позволяющая одолеть соперника на расстоянии.Существуют тайные свитки и книги с разъяснениями об этом искусстве, но они весьма трудны для воспериятия. В них упоминаются три КиАй:

А - производит пробивающий эффект на Ки противника
Ka - тот же эффект на его технику
Эй - нарушающий его передвижение

  В любом случае, главное - сохранять в себе Истинное Сердце. Для подлинных боевых искусств не всегда важна победа или поражение. Но к ним и нельза относить и те "развлечения", которые не требуют полной выкладки в бою - это всего лишь насилие, и человек, занимающийся подобным не может иметь подлинного человеческого сердца. В наши дни существует такой вид спорта как Дзюдо - в нем люди получают удовольствие от поединков и развивают свое тело. Они лишь хотят победить и готовы сгибаться пополам во время боя, вместо того, чтобы держать себя прямо. Когда я думаю о Дзюдо-спорте как наследнике боевых искусств, я чувствую себя опозоренным, и мороз продирает по моей коже.
Истинное боевое искусство побеждает благодаря естественным движениям техник высочайшего качества: каждый ведущий свое тело подобным образом непременно победит. В Боевых Искусствах вам нужно лишь три момента:

  1. Телесная сила
  2. Знание техник
  3. Мощь духа

И с этим вы победите.

  После того как я заканчивал помогать своему отцу по фабрике я ходил в английскую Школу Имени Джорджа Бундоу и Китайскую Школу культуры. Потом я тренировался с сенсеем Иситани в искусстве Хонтай Такаги Ёсин-рю и многих других. Семь поколений назад его семья была в советниках у клана Ниндзя Хаттори.
  Когда я был уже достаточно тренирован, то решил лучше познать самого себя и Ниндзюцу, и отправился на гору, известную как Мая Сан в префектуре Кобэ. На горе я жил близ водопада Камэнотаки в течение года. Я ночевал в избушке площадью в два татами и питался бобами и сырым рисом. Моими спарринг-партнерами были камни вокруг дома, и на них же я тренировал свои пальцы. Я запрыгивал на эти валуны с криком киай и спрыгивал с них. На протяжении этих тренировок я выработал в себе особое чувство - стоя на вершине горы я мог точно сказать, сколько людей поднимаются вверх, мужчины это или женщины и многое другое. Я стал известен как сэннин или тэнгу с горы. Позже я на десять отправился в Китай во времена правления династии Цинь и путешествовал через Монголию и северный Китай. Во время этого паломничества я встретил боксера сериндзи по имени Тёсиро, мы сразились, и я победил его. Но мы подружились и стали почти братьями - так я был представлен президенту Ассоциации Боевых Искусств Сино.

  Воспоминания мои о тех днях достаточно спутанны, особенно что касаетсобезглавиля точных дат и времени, но отдельные моменты мне запомнились хорошо - так, например, я точно помню, что кого-то лишил головы. Я случайно столкнулся (и сразился, само собой) с группкой верховых бандитов, которые оказались кем-то вроде местного армейского ополчения. Я применял Ниндзюцу во множестве случаев, и однажды даже чуть не попал под суд, но мою невиновность удалось доказать (самозащита).
Я припоминаю случай, когда я блуждал по местности, именуемой Санто Сё, вокруг царила кромешная тьма, и внезапно я почувствовал, как кто-то приближается ко мне сзади. Я обернулся и увидел огромную собаку, бегующую прямо на меня, и, прежде, чем я успел хоть шевельнуться, та бросилась и едва не откусила мне ухо. Она злобно зарычала, но я не шевелил ни мускулом, потому что знал, что она может кинуться ещё раз. Но едва она остановилась в уверенности, что я безвреден, я мгновенно ударил животное между глаз правым кулаком, используя технику Коппо-дзюцу. Собака взвыла и упала оземь без движения.

  Подобный опыт может быть применен и против разумного соперника. Всегда будьте готовы контратаковать, когда ваш противник ослабит защиту, делайте это без раздумий и ожиданий второго шанса. Я так всегда контролирую подобную ситуацию. Я жду атаки своего соперника, после чего лишь ожидаю его "раскрытия" или расслабления. Это важный момент. Сакки или намерение убийства может быть ощутимо заране, подобно тому как работает радар. Тот, кто не имеет возможности чувствовать эти "волны" не сможет стать высокоуровневым мастером боевых искусств.
  Это то, что я могу гарантировать своим личным опытом, переступив множество раз границу между жизнью и смерью. Ваши техники - это ваша граница. Однажды я сражался с человеком, владеющим множество различных приемов, а после его поражения мы долго сидели и говорили. Он и впрямь знал много видов атак и множество способов защиты, названий которых я и не вспомню. Истинно, он владел великим знанием, но оно было бесполезно в том направлении, в котором было применено.

  Важно понимать, что, когда мы говоорим о техниках, мы не имеем в виду какое-то движение тела в каком-то направлении. Есть такая фраза в китайской книге по стратегии - "Уцу рё си", победоносный воин подобен воде. Вода одновременно и слаба, и мягка, но при этот оказывает сильное влияние на все вокруг, размывая даже холмы и горы. С первого взгляда кажется, что мягкостью невозможно победить. Но и мягкость бывает сильна. А вот многие отдельные техники сильны лишь снаружи, но слабы внутри.
 

 Если ты знаешь имя птицы, значит ты не знаешь ничего, что рассказало бы тебе о ней. Кито-рю в ранную эпоху Эдо была возглавляема Фуко Но Ситиро Уэмон Масакацу (Юдзан) и Ибараги Мата Дзаимон-сэнсей (Тосифуса Содзэн). Вместе они основали Риой Синто-рю.
 Это было начало Кито-рю, а после Ибараги-сэнсей сменил имя на Риой Синто-рю. С четвертого поколения мастер Такино учил очень известного наследника Куки Нагато. Так школа получила название Куки Син Рю.

   Когда я вернулся из Китая, мой отец взял себе десятую жену, так что мне пришлось вернуться оптяь в Китай. Там я серьезно заболел и вновь вернулся домой, в Японию, и поселился в горах Мая. На протяжении этого времени занимался Каратэ и Ниндзюцу - их теорией, своими собственными разработками. Один старик, даже имени которого я не знаю, научил меня многим вещам - о себе и о природе. Он сложил знаки то-ин вместе с ки-ай и сказал, что через два-три дня ленточный червь меня покинет. Через десять дней я уже мог ходить. Через год я вернулся к нормальной жизни и осознал, что для неё нужны деньги и опять, опять уехал в Китай.
   Там я зарабатывал преподавая в Английской школе, у меня было более сотни учеников, множество людей я обучил премудростям искусств войны, но я также учил их и другим, мирным искусствам. Я провел множество поединков против бойцов высокого ранга и ни разу не проиграл, хотя некоторые поединки и прослыли прошедшими вничью. Я покинул Китай богатым человеком.

  Позже я стал монахом, и должен сказать - далеко не все религии хороши, их служители быстро искажают суть учений и сама религия теряет свой облик, становится искаженной. Порой, когда в моем регионе случалось преступление, полиция обращалась ко мне за помощью в раскрытии тайн, я всегда был способен на это и ни разу не ошибся. Благодаря моим знаниям и жизненному опыту я часто работал на правительство или местное управление, но делал я это только для своей страны или своих людей, и надо сказать, подобная работа частенько была очень трудна и опасана.
 takamatsuВ период изменений меня попросили помочь в организации Минкоку Сэйнен Ботоку Кай (ассоциация Боевых Искусств как часть японской культуры, сегодня известная как Будокан). В ней находилось множество мастеров БИ, преимущественно старых школ. Я был избран в качестве президента ассоциации, а моё официальное признание было "мастер дзютай-дзюцу (искусство самозащиты) и бодзюцу (искусство шеста как оружия)". Также я помогал киностудиям и театрам, где работал в качестве технического консультанта.

   Есть много людей, которые пытаются скопировать наши навыки, но делают они это плохо. Есть школы дзё-дзюцу (короткой палки), но они мало что смыслят в преподносимом материале, скажу я вам. Так же как человек (ниндзя) может маскироваться (и маскируется), точно так должно и работать искусство палки. С того самого момента, как дзё служило людям в дальних походах, с тех пор оно и используется для защиты. Это не оружие для полей сражений - это помощь в дороге, отличное прикрыте для опасного предмета самообороны. Для военного атрибута дзё слишком велико размером и тщательно изготовлено. Когда я был президентом Сэйнен Ботоку, множество мастеров боевых искусств спрашивали меня, является ли До (путь чего-либо) путем скрытия истинных техник. Я всегда был честен и ответил, что До очень сильно отличается от Дзюцу, и не имеет другого применения, кроме как сохранения для потомков танцев театра Кабуки. Но порой вы не можете найти мастера подлинных искусств, и тогда вам приходится иметь дело с тем, кто найдется. Есть люди, которые сами себе выдают сертификаты Мэнкьо и выше, но не свитки дают настоящие знания, а те, кто эти знания освоил и применил. Такие люди окружают себя правительственными сенаторами и мастерами аутентичных искусств, чтобы сделать свою "школу" лучше и важнее хотя бы снаружи. Это неправильно. Обычно они полагаются на силу или на мнимые таинственные способности, но проигрывают все равно, ибо самое главное хранится в сердцах.

 Я часто сражался с так называемыми "мастерами" не только в поединках, но и словами. Пара таких умельцев даже поменяли местами техники в попытках создать свой собственный стиль, но когда я указал на прямые ошибки в их выполнении, они лишь все отрицали.
  Для тренировки вы должны быть всегда готовы, в любом состоянии. Я вспоминаю, зал для занятий моего отца был освещен свечами и приходилось использовать все свои чувства, чтоб понять, кто вошел внутрь - друзья или враги. Мы старались быть готовыми ко всему, так как порой мы тренировались и на природе (зимой), и если бы у кого-то с собой не оказалось верхней одежды, то для него тренировка в морозы вполне могла закончиться печально. Когда произойдет такая тренировка мы не знали, поэтому готовились постоянно. Это помогает воспитывать в себе помимо прочего и храбрость. Пользуйтесь всеми своими чувствами постоянно. Тренировка ваша должна быть подобна огню, поскольку истинные воины должны создаваться подобно клинкам - многократной проковкой и закаливанием, проливая пот бесконечными потоками. Держите свой обзор широким даже после долгой отработки единственного приема, когда мир сужается до одной техники. И если вам кажется, что вы не в силах запомнить и применить все изучаемое - подождите десять лет, все изменится. На ранах, которых я получил слишком много, чтобы запомнить их все, я понял, если приходится драться за свою жизнь, шанс отработать тяжелую технику или прием обязательно произойдет.

 Старые свитки говорят о Киацу - или силах, дающих жизнь. Мой учитель Иситани (Куки Син Ё Рю) тяжело заболел и умер на моих руках. Эти умения не помогли ему, так как никто не владеет подобными силами. Если вы повредите руки или ноги, тогда вам необходимо исопользовать воду различной температуры (горячую и холодную), а потом втирать в кожу травы сладких растений. Для помощи спине вы можете покататься по полу для размягчения суставов между костями. Порой хорошо иметь кого-нибудь, кто может растереть и промять эти суставы. Если вы испытываете сильную боль, тогда помедитируйте об этом, потому что ваше тело само по себе знает ответ. Это глаза и уши Бога. Вы должны пить много воды и продолжать тренироваться, даже если валитесь от боли. Если же вы не можете покинуть свою постель, продолжайте тренироваться в уме, это называется Санкаку-дзюцу.
  Некоторые люди любят рассуждать о способах дыхания, но я скажу вам, что если вам приходится контролировать свое дыхание, то оно сможет стать естественным (природным) тогда, когда вы сможете есть, одновременно дыша по своей методике. Вам же не приходит в голову переставать дышать, когда вы пьете из чашки? Дыхание - это жизненная сила тела, а как я слышал от некоторых людей - это основа их боевых техник. Конечно, я рад за них, но интересно было бы на них посмотреть после трехчасового боя - смогли бы они контролировать свое дыхание как и вначале? Слишком много воздуху кружит голову и размывает взор, так что будьте аккуратны.

Восемь врат Ниндзя - вот путь для тренировки, я практиковал их больше семидесяти лет. Это истинный путь.

 Тосицугу Такамацу, 33ий патриарх Тогакурэ-рю Ниндзюцу и учитель Хацуми-сэнсэя.