Раньше

Воплощение духа воинского искусства Японии - кэндзюцу - одна из самых обширных систем вооруженного боя, известных ранее и сегодня. Именно с боевым мечом возникают у современного человека ассоциации о воинской прослойке, самураях. Частично позаимстовованные у Китая пируэты и выпады сплетались с самобытными техниками и опытом непрестанно воюющих японских солдат, в результате "искусство меча" кэндзюцу - увидело свет. Появление его можно отнести к 9-10 веку н.э., хотя информация о первых сохранившихся школах относится к 13-15 векам - Кагэ-рю, Итто-рю и Катори Синто Рю.

.

Кэндзюцу представляет собой совокупность практических техник и моделей поведения с обнаженным мечом, направленных на максимально эффективное поражение проивника. В отличие от появившегося позже "пути меча" - кэндо, в котором больший упор ставится на самосовершенствование и развитие воинского духа, кэндзюцу само по себе подразумевает владение именно "жизненными" техниками, применимыми в реальном бою, а значит что именно кэндзюцу входило и входит в различные комплексные школы будзюцу. Разумеется, и для ниндзя (с их ниндзя-то) кэндзюцу было одним из лакомых искусств, секреты которого перешли к ним от беглых самураев, приютившихся в горных молельнях и деревнях синоби.

При отработке техник кэндзюцу применялось не только реальное вооружение (синкэн), но и специальное, более гуманное и менее смертельное:

  • Боккэн или бокуто, деревянный меч, дизайн которого менялся в зависимости от школы кэндзюцу.
  • Синай, меч, собранный из тонких стволов бамбука или длинных бамбуковых щеп. Удар такого инструмента был достаточно болезненным, но вполне безопасным, что позволяло оттачивать парные техники ката практически в полную силу.

Для практики кэндзюцу использовались и короткий и длинный мечи, носимые самураем в паре (сето и дайто, соответственно), также иногда применялись и специализированные доспехи. Одной из интереснейших школ кэндзюцу является школа владение двумя этими мечами одновременно - наиболее известным персонажем, связанным с этой школой является Миямото Мусаси - один из сильнейших (или сильнейший) и амбициознейших поединщиков 16 века. Но ни первооткрывателем ни создателем методики двух мечей (нито-дзюцу) он не являлся - первые записи в тренировочном расписании об этом упоминаются в школах Тацуми-рю и Катори Синто-рю, почти на сто лет ранее.

Сегодня

Объединение многих форм ката из кэндзюцу в единый свод кэндо-ката произошел в 1912 году с целью сохранения единых исторических источников в кэндо и будзюцу в целом. Наравне со многими школами фехтования как Европы так и Азии кэндзюцу сейчас остается искусством ценным не только исторически, но и индивидуально для каждого будока - в его мыслях и действиях. Недаром "Книга пяти колец" даже сегодня необходимое пособие не только для вооруженных воинов, но и для бизнесменов.