Раньше

В понятие "сюрикен-дзюцу" вкладывается несколько смыслов: это и метание чего бы то ни было как таковое (а точнее, метание с целью поразить противника), и искусство прицельных бросков "оружия, сокрытого в ладони" - сюрикенов. Какое из этих определений правильнее, каждый может решить для себя сам, но навыки и понимание данного искусства в "узкой" сфере равно играли свою роль при бросках как специализированных предметов, так и любого другого оружия или хозинвентаря.

.

 

Об истории развития сюрикен-дзюцу как полноценного искусства известно немного, камнями же, палками и кирпичами люди кидались с тех самых времен, как стали держать их в руках. Ориентировочно первым документом, в котором есть ссылка что-то подобное, стал свод преданий Кодзики (около 600 г. н.э.), описывающий, помимо прочего, как принц Ямато-Такеру метким броском по одной версии палочки для еды, по другой - длинного овоща (морковки?) убил дикого оленя, попав животному в глаз. Другие упоминания столь же расплывчаты, и кидаются в них то камнями, то вакидзаси, то ещё чем-нибудь. Например, в записи Хиёри но Ки летописи Госаннэн но эки ("Второй трехлетней войны", датируемой 1083-87 гг.) упоминается прицельный бросок лезвия, спрятанного в руке, "сюрикен ни уцу". Возможно, отсюда и ведет свое происхождение сам термин "сюрикен".

Сюрикены можно разделить на два типа, которые, в свою очередь, также делятся на категории.

  1. Бо-сюрикены (bo-shuriken) - "палочки", предметы вытянутой формы, поражающие одним или обоими концами.
  2. Хира-сюрикены или сякены (hira-shuriken, shaken) - "пластинки", принимающие виды звезд, колес и т.д. и поражающие заточенными сторонами.

Способы метания каждого из этих типов сюрикенов весьма различны, равно как и способы их удержания, выделить наиболее эффективный из них непросто, да и зависеть он будет от тренированности и физических возможностей метателя. Поэтому школы, развивающие сюрикен-дзюцу, фиксировали несколько (мягко говоря) основных способов и приемов броска и передавали их из поколения в поколение. Не говоря уже о том, что каких-либо обязательных, стандартизированных подходов к изготовлению и форме сюрикенов не было в принципе, что в разы усложняло целенаправленную фиксацию методик.

Сюрикен-дзюцу практически не существовало в качестве самостоятельного направления, но при этом являлось элементом многих школ воинского мастерства. Вдобавок навыки метания лезвий часто применялись не только в военных целях, но и для самозащиты или на охоте. Сюрикенами могли служить практически любые металлические (и не только) предметы, оказавшиеся под рукой, а единожды "набив руку", любой человек способен был адаптировать меткий бросок под разный вес и форму снаряда. Исходя из всего этого, было бы глупо утверждать, что сюрикены были достоянием исключительно ниндзя, а выглядели они единственно как металлические звезды. Однако с наступлением эпохи Мэйдзи сюрикен-дзюцу, наравне со многими другими славными традициями, казалось, кануло в Лету...

Сегодня

Метание лезвий в наше время - и военное, и развлекательное, и традиционное занятие. В более-менее чистом виде сюрикен-дзюцу встречается в школах, хранящих наследие прошлого: Ягю Синкаге и Ягю Синган Рю, Тисин Рю, Катори Синто Рю, Кукисин и Тогакуре Рю, а также в школах, специализирующихся на этом искусстве - Негиси Рю и Мейфу Синкаге Рю. Благодарить за это нужно тех немногих, что в противовес насаждаемой культуре сохраняли искусства прошлого, честь им и хвала.

Остро заточенных звезд или отравленных игл сегодня в карманах не носят, но тренированному человеку в качестве сюрикена достаточно будет даже обычной металлической ручки для письма или цифрового диска. Сюрикен-дзюцу помогает выработать все навыки, необходимые для того, чтобы при помощи не самого тяжелого предмета остановить своего противника или хотя бы задержать его. И пока существует в мире необходимость в боевых искусствах и самозащите - существует и сюрикен-дзюцу.