Период Воюющих Провинций задал небывалый темп развития военных искусств в Японии. Практически любому живущему в обществе человеку (хотя не обошла эта беда и отшельников) порой приходилось браться за оружие, что уж говорить о профессиональных военных (самураях), чей социальный вес возрос многократно. Росла важность не только воинского умения отдельного индивида, но и знание принципов стратегии, тактики, шпионажа для огромных и многочисленных групп войск, перемещавшихся по островам. И тут важно было не только захватить территорию, но и удержать её в своих руках. Как и в Европе для закрепления своего успеха строили твердыни, возвышавшиеся над покорённой областью и являвшейся средоточием власти. Умение возводить замки и фортификации получило название тикудзе и вошло даже в список наиважнейших умений синоби.
.
Словом "тикудзе" обозначается общий принцип построения оборонительных сооружений, основной целью которого является способность организовать максимально защищённый участок пространства, внутри которого могут расположиться войска или группы воинов. К нему можно отнести как возведение полноценных замков - громадных укрепленных зданий ("дзе") со множеством пристроек или отдельных помещений, со своей инфраструктурой, системой снабжения и складами - так и создание кратковременных лагерных укреплений с продуманной системой взаимодействия часовых. Естественно, вариаций и того, и другого было множество, и грамотный воин должен был знать как минимум о их существовании вообще.
Регулярные сражения масштабных войск происходили зачастую на открытых простанствах, которых в Японии не так уж и много. Но истинное значение решали захваты или успешная оборона ключевых замков, так, для примера, началом разгромной битвы Тэнсё Ига но Ран, покончившей с основной массой синоби из Ига, послужило как раз взятие ниндзя-партизанами замка Маруямадзё в округе Уэно. Тот был взят ночью, неожиданно, а значит не только толщина стен определяла неприступность той или иной твердыни.
Необходимость защиты от лазутчиков и диверсантов, которые приносили вреда порой больше, чем многотысячные армии, штурмующие стены, привело к совершенствованию ещё и внутренней архитектуры укреплений. Фальшивые спальные, запутанные коридоры, сложная система смены часовых и поющие "соловьиные" полы - все это было направлено против ниндзя, и тоже служило частью тикудзе-дзюцу.
Ниндзя, впрочем, в долгу не оставались и совершенствовали свои собственные искусства проникновения (синоби-ири) даже в самые секретные помещения. А собственные усадьбы кланов ночных воинов - синоби-ясики - до сих пор служат музеями и образцами защитной архитектуры лихих военных годов сэнгоку дзидай. Во многие из них даже водят туристов.