Раньше

Казалось бы многочисленные формы колющего и режущего недлинного оружия, популярные у японцев (см. кодати, айкути и т.д.) и применяемые как воинской и так и простой прослойкой населения, не могли не вызвать появления отдельного боевого искусства. Так было и с кусаридзюцу, нагинатадзюцу и сюрикен-дзюцу. Но, как ни странно, в полностью самостоятельную школу танто-дзюцу искусство боя ножом так и не вылилось, найти его можно только в составе многочисленных школ тайдзюцу и кэндзюцу.

.

Неоднозначностью совего положения танто-дзюцу обязано неоднозначностью же основного понятия в нем - собственно танто. Поскольку длина боевых ножей в средневековой Японии могло колебаться весьма значительно (при норме до одного сяку (30 см) длина лезвия могла колебаться в различных типах кинжалов от 15 до 40 сантиметров), то и источников происхождения боевых техник с ними было больше одного. Так, например, одним из родителей тантодзюцу является непосредственно безоружный бой, а ещё точнее - способы защиты от ножа и оружия вообще (танто дори и муто дори). Наследством от тайдзюцу стали броски и захваты, выполняющиеся до\после ударов танто или вообще вместе с ними.

Вторым ближайшим родственником танто-дзюцу является кэндзюцу и иайдзюцу, а точнее их часть, изучавшая работу с коротким мечом - в большинстве случаев это сёто и выступавшие в его роли вакидзаси, кодати или собственно танто. Естественно, что в данном случае все удары и работа с ножом будет практически идентична техникам меченосца.

Для ниндзя навыки в танто-дзюцу зачастую несли не совсем однозначное значение: с одной стороны, танто и его вариации были достаточно удобным для ношения и использования оружием. С другой же - открытая схватка на ножах с противником (часто другим воином или самураем) была чистым соревнованием в выучке и силе, чего ниндзя как раз всегда старались избегать. Как итог, синоби старались выделить и усвоить именно те приемы, которые позволяли одержать победу с минимальным элементом схватки. Поэтому тантодзюцу для них в большинстве случаев становились дополнительным искусством, рассчитывать только лишь на которое совсем не стоило.

Для куноити тантодзюцу несло несколько другой оттенок. В связи с тем, что нападение женщин-ниндзя всего стремились организовать уже на безоружного противника (во время отдыха, например), подобраться к которому с большой-большой алебардой было затруднительно, то пронести с собой обязательный для женщины кайкэн и максимально быстро устранить (при необходимости) цель было наиболее эффективной тактикой. И вот тут уже умение грамотно воспользоваться ножом было критично.

Сегодня

В наши дни, с появлением многочисленных школ филиппинского, армейского и прочего ножевого боя, тантодзюцу можно сказать обрело новое дыхание. Другое дело, что "классических" элементов в нем уже могло и не быть. Как говорится, ничто не стоит на месте - и в данном случае это даже правильно. Навыки обороны с ножом и против ножа сегодня гораздо более актуальны, чем против меча и копья.

Заинтересованным же в подлинном тантодзюцу прямая дорога в школы, изучающие классическое будо - ссылок в интернетах полно, и для самурайских, и для ниндзевых организаций.

Огава-рю Йорой тантодзюцу, пример.