Цвет костюма ниндзя, какой он был?Вопрос, обозначенный в заголовке данной статьи, рано или поздно приходит к каждому энтузиасту ниндзюцу. Разница только в том, что в начале своего пути каждый точно знает ответ на этот вопрос, и чем больше ищущий узнает о навыках и истории синоби, тем больше сомнений возникает у него касательно своей первоначальной точки зрения. Итак, синоби сёдзоку, костюм ниндзя - черный он, в конце концов, или нет?

.

Сама история нашего сайта началась с попытки зафиксировать наиболее распространенные мифы о ниндзя, одним из которых было чёткое убеждение, что одежда ниндзя черного цвета. И в самом деле - в абсолютном большинстве фильмов, как японских, так и американских, синоби седзоку (в какой форме оно бы ни было) имеет черный цвет. Работы некоторых наиболее значительных в изучении истории ниндзюцу личностей также подтверждают этот факт. Но мы попытаемся обратиться к наиболее достоверным источникам информации - традиционным свиткам ниндзюцу, некоторые из каковых дожили до наших дней и до сих пор находятся в процессе расшифровки.

Небольшое отступление. Сама форма или комплектность костюма ниндзя (какая, к примеру, указана в нашей же статье) в большинстве случаев описывается исключительно "современными синоби" - главами тех или иных школ нинпо-тайдзюцу или авторами книг о ниндзюцу. Но ни в одном из случаев эта комплектность не подтверждается никакими письменными источниками - а их, все-таки, мыслители из воинов-теней оставили достаточно.

Итак, допустим, что синоби-сёдзоку всё же существовал. Практически все его составные части (кроме маски) однозначно широко использовались в мирной жизни японскими крестьянами и горожанами: уваги - это самая простая куртка, тацукэ- или ига-бакама - всего-навсего штаны с сужающимися к щиколотке штанинами (отсутствие сшивки между собой штанин в них практически нигде из доступной нам литературы не упоминалось), оби, варадзи, тэкко и таби - всё это было так же обыденно, как сегодня кеды или джинсы. Естественно, что все это могло иметь в себе десятки карманов для хитрого ниндзевого скарба, но был ли смысл выкрашивать все это в черный цвет?


Принципы "светлого" ниндзюцу (ё-нин) описывают растворение ниндзя в естественной социальной обстановке - он становится одним из незаметных элементов, формирующих систему человеческого общества. Торговец, крестьянин или бродячий монах - на улицах средневековой Японии они были так же распространены, как гастарбайтеры - дорожные рабочие, наряды полиции, мимо проходящие клерки или разносчики пиццы сегодня. Лучший и простейший способ затеряться среди них - принять их облик: поведение, движения, говор, одежду в конце концов. Хэнсо-дзюцу помогало с вживанием в личность, синоби становился неприметнее фонарного столба, и черная-пречерная одежда тут явно казалась ни к чему. Мог ли называться костюм ниндзя в таком виде "синоби-седзоку"? Непонятно.

японский крестьянинДопустим, абстрактный ниндзя на абстрактном задании становился, скажем, крестьянином. Он в компании группы земледельцев из других деревень приходит в город - купить лекарств, записаться в армию, оплатить интернеты - не важно зачем, "легенда" продумана до мелочей. Он одет в кобакама (короткие штаны) из старого жениного кимоно в цветочек, простую бурую куртку, шляпу, сандали на босу ногу и соломенный плащ. Будет ли это "синоби-седзоку"? Очевидно, что нет. А если допустить, что в потайных карманах куртки спрятана кисть с тушечницей, в шляпе угнездились отравленные стрелы, а в плаще укрыт целый арсенал? Станет ли такой "маскарад" ближе к синоби-седзоку? Тоже вряд ли, но нотки сомнения уже остались, не правда ли? А теперь, reductio ad absurdum, представим, что цветочки намалеваны прямо на ига-бакама, для маскировки, повалянных в грязи, в обшлаге куртки лежит кусари-фундо, шляпа унизана бо-сюрикэнами, варадзи снизу подбиты железными бляхами, а на шее крестьянина под видом полотенца болтается в любую секунду готовая к надеванию маска-фукумэн, пропитанная ядом гадюки. Еще более странно становится.

Что ж, как мы видим, в свете концепции ё-нин синоби-сёдзоку может и не существовать - точнее в него превращается любая одежда, которую ниндзя надевает для осуществления миссии. Однако, читатель наверняка может подумать и такое:  "Неее, ниндзя надевали черное седзоку только ночью, когда шли на грабеж и убийства, днем не считается!". Рассмотрим и такой вариант.


Концепция "ин-нин" совершенно меняет дело - ниндзя пытается полностью скрыть свой облик, для чего выбирает наиболее неподходящее для органов чувств людей время и место, делая вылазку в ночь, в грозу, приходя оттуда, где потемнее и пострашнее. Естественно, что его экипировка должна полностью соответствовать условиям задачи. Подходит ли тут черный цвет, сомневаться не приходится, но был ли он единственным вариантом, на котором останавливались ниндзя?

"Сёнинки" как один из главным учебников ниндзя рекомендует следующие цвета для одеяний агентов (при этом не выделяя "костюм синоби" в какой-то особый класс одежды!): темно-красный, коричневый, синий или черный. В них (цитата) "трудно выделиться". Более того, Сёнинки рекомендует носить все тот же плащ (амабаори), который "скрывает формы тела и внешность человека", а для закраски лица использовать при необходимости обычную тушь.

"Бансэнсюкай" - возможно, величайший труд о ниндзя - предлагает носить черную двустороннюю куртку. Но не совсем с той целью, чтобы полностью раствориться в темноте. Просто гербы на куртке (которые должны на ней присутствовать) нужно прикрыть при необходимости листком черной бумаги, а на внутренней стороне уваги нанести гербы другого хозяина, чтобы проще было разыграть противника.

Более-менее конкретно о ночных и длительных миссиях чисто шпионского толка нам говорит Гумпо Дзиёсю - военный трактат, описывающий помимо прочего и тактику синоби. Автором рекомендуется надевать меховые вещи в том случае, если планируется ночевка в лесах, горах и на открытом воздухе. Ей-богу, логично! А то уже целое поколение (а то и два) действительно считает, что все ниндзя поголовно способны сутками греться исключительно силой мысли и угольками в коробочке. В случае полнолуния создатель Гумпо Дзиесю предлагает надевать белые вещи, поскольку в ярком лунном свете (и без искусственного освещения) все вокруг наполняется характерным сиянием, в котором черная фигура создаст вопиющую дыру. Белый костюм ниндзя - это что-то из разряда американских фильмов, но тут имеются натуральные документальные подтверждения. Естественно, белый синоби-седзоку крайне ограничен в использовании, но факт остается фактом, и хотя автор этих строк лично не бывал в японских долинах лунными ночами, но такому авторитетному источнику верит.

обезьяна ниндзяНу и, наконец, "Нинпидэн", авторство которого приписывают аж самому старшему Ханзо Хаттори, в одной из своих глав предлагает прячущемуся в саду ниндзя надевать шкуру обезьяны - так, мол, его проще будет перепутать с этой самом обезьяной. Эта идея вполне согласуется с высказанной в Гумпо Дзиёсю и к тому же имеет забавную подоплеку, которую один из подписчиков нашего паблика описал так: "Ну а если тебя поймает стража, то просто выталкивает в шею, наркомана этакого". Трудно не согласиться, хотя в средневековой Японии нравы, конечно, были посуровее.

Резюмируя данные из ниндзевых свитков, оставшихся в наследство от воинов прошлого, можно вывести следующие рекомендации по цветовой расцветке "синоби сёдзоку":

  1. Для длительного наблюдения под открытым небом - теплые меховые вещи
  2. Полнолуние - белый цвет
  3. Новолуние - черный цвет
  4. Остальные случаи (большинство) - синий, коричневый, темно-красный. Это наиболее типичные цвета обычной одежды Японии того времени.

Выглядит весьма разумно, не правда ли?


 

курокоИ все же сегодня типичным цветом ниндзя считается черный. Виноваты ли в этом униформисты японского театра, которые полностью (от пяток до макушки) облачались в цвета сцены - черный (куроко), белый (юкиго) или синий (намиго), - художники, рисовавшие ниндзя точь-в-точь как этих самых униформистов, четыре мирных века, за которые японцы уж и позабыли, как выглядят ниндзя - сейчас уже не узнать. Но тем не менее, в последние полвека (а возможно, и больше) ниндзя стали скорее такой черной фантазией, больше рисунком воображения, нежели реальным фактом. Организации, преподающие нинпо-тайдзюцу под эгидой ниндзюцу, культивируют облачение в черное доги как дань традиции - и уходит ли эта традиция в глубину веков или имеет на счету несколько десятков лет, значения по большей части не имеет.