Один из терминов, который очень часто путают (или намеренно объединяют) с ниндзюцу - нимпо или нинпо - нередко используется в "серьезной" литературе, описывающей историю и философию ниндзя. С другой стороны, словом "нимпо" сейчас также иногда называют и обычно приписываемые ниндзя "особые" техники из масс-культурных произведений - повелевание стихиями (как например колдуны-ниндзя, практикующие нинпо из игры Ragnarok Online) или специальный вид рукопашного боя, изничтожающий противника в доли секунды. Откуда такой разброс взялся, да и искусство ли это вообще?
.Для того, чтобы разобраться, что такое нимпо, попробуем расчленить это слово на составляющие. Первый слог "нин" уже достаточно подробно расшифрован в статье о ниндзюцу, поэтому на нем заострять внимание не будем, лишь вспомним, что он имеет несколько смыслов: стоически терпеть, быть невидимым и находиться в опасности.
Второй иероглиф ("хо") ещё более сложен в интерпретации, как и любой философский (и особенно буддийский) термин его трудно уловить сразу. В современном японском этот иероглиф используется в значении "закон" (как правовая система), но в контексте "нин-хо" или "нин-по" он приобретает религиозное значение Всеобщего Буддистского Закона. В санскрите слово "дхарма" (источник термина "хо") имеет глубокое и сложносоставное значение, но в основном означает "условия существования" на одном уровне понимания, "абсолютную реальность" на другом и "буддистские доктрины и принципы" на третьем. Результатом комбинирования всего этого с первым иероглифом "нин" становится термин "нимпо", который может быть определен как абсолютная и вечная действительность упорства и скрытности. Тем не менее, никому не следует заменять строгим определением и интерпретацией Нинпо понимание его глубинной сущности во всей множественности значений.
Принципиальным отличием нинпо от ниндзюцу является то, что "дзюцу" все-таки имеет более приземленное, физическое значение, а "хо" - абстрактное. То есть, ниндзюцу - это набор прикладных шпионских техник, а вот нинпо - принципы по которым строится деятельность ниндзя.
Конечно, в наши дни словом "нимпо" можно назвать и посылание огненных шаров в противника, объяснив это использованием принципов ниндзя через трансцендентные взаимосвязи стихий, и умение сделать три оборота вокруг своей оси в прыжке, доказав, как нужно это было для синоби при совершении вылазок на сторону противника. Но не забывайте при этом, как важно было сотни лет назад, в дни смертельной опасности, всем сердцем, беззащитным пред острым жалом меча, принимать свою жизнь такой, какой её делал сам воин ночи, жизнь по высшим принципам ниндзя.
*Фотография в шапке статьи принадлежит Игорю Уколову - великолепному фотографу из города Калуги. На ней запечатлен Андрей Самохин, руководитель "Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу", с разрешения которого и публикуется данное фото.