ongyo posterНевероятная способность ниндзя к исчезновению зачастую считается полностью выдуманной, особенно теми, кто отрицает существование сверхъестественных сил. Но и без всякой паранормальщины сегодня можно объяснить многие - те или иные техники ниндзя, которые не просто опередили время, а намеренно позиционировались как божественные или демонические возможности, создавая ореол таинственности вокруг своих практиков. Так и невидимость - понятие, давшее само имя ночным воинам синоби - в своем проявлении в искусстве исчезновения онгё-дзюцу, сегодня может быть вполне логично объяснено использованием определённых психологических приемов и специальных устройств.

.

В целом онгё-дзюцу можно охарактеризовать как наиболее общий термин, употребляемый для определения способности агента-шпиона исчезать, скрываться или каким-либо другим образом уметь скрывать свой облик. Более специфические разновидности данного понятия мы можем встретить в таких искусствах как интон-дзюцу или хэнсо-дзюцу. Также в схожем с онгё-дзюцу значении часто попадаются и другие термины искусств ниндзя:

  • Онсин но дзюцу (隠身の術) - техника обретения невидимости
  • Онсин Тонгё но дзюцу (隠身遁形の術) - техника скрытия беглеца
  • Тэнтидзин Сантон но хо (天地人三遁の法) - три метода бегства, используя принципы Неба, Земли и Человека
  • Тондзюцу (遁術) - техники бегства
  • Тонко но дзюцу (遁行の術) - техники ускользания
  • Тонгё но дзюцу (遁形の術) - техники исчезновения
  • Томпо/тонпо (遁法) - методы побега и скрытия
  • Мэцубуси но томпо/тонпо (目潰しの遁法) - методы ослепления и побега

Как видно, названий для общесмыслового значения искусства весьма много. Разные названия могли применяться для разграничения отдельных способов применения одних и тех же техник, либо попросту варьироваться в различных школах ниндзя.

ninja turtles hiding


Согласно одной из традиционных систем классификаций методик в искусствах, онгё-дзюцу синоби могло осуществляться по трем направлениям, определяемым объектами маскировки, такое разделение получило название Тэн-Ти-Дзин, или методы Земли, Неба и Человека.

Так, способность ниндзя использовать внешние, независимые ни от кого факторы в целях маскировки своей деятельности и целый комплекс техник, основанных на этой способности  получил название тэнтон-дзюппо - десять небесных методов скрытия. В этом комплексе ниндзя используют чисто природные элементы, неподвластные человеку - туман и звезды, молнию, снег и ветер... Хорошим примером может послужить заглушение раскатом грома треска от проламываемой кунаем двери, прием, в измененной форме используемый даже в наши дни.

Методика, к которой относится уже описанное на наших страницах интон-дзюцу - скрытие по методу земли (читон-дзюппо) - основана на управлении рукотворными или природными объектами. Это наиболее очевидные и привычные нам технологии - укрытие в здании или маскировка под камень, прятание под поверхностью воды или задымление с целью ослепить противника. Их тоже десять видов (но вариаций - число практически бесконечное).

И наконец комплекс техник, основанный на иллюзии или отвлечении противника - дзинтон-дзюппо, или десять человеческих методов скрытия. Здесь вовсю эксплуатируется способность изменять облик с помощью подручных средств или простых психологических приемов - превратиться в мужчину, женщину, принять типичный облик старика или нищего сегодня не кажется чем-то запредельно сложным. А в эпоху активных действий синоби, если агенту удалось сгинуть с глаз преследователя, оставив после себя лишь толстую ящерицу или кучку шевелящихся цикад (заранее припасенных) - это означало навсегда подтвердить невероятные способности ниндзя к исчезновению, трансформации и повелеванию законами природы.


Эту парочку в средневековой Японии признали либо колдунами либо могучими ниндзя... А сегодня они - просто фокусники.