Заинтересованного в ниндзя как культурно-историческом феномене человека судьба рано или поздно натолкнет на такое понятие, как куноити. А практически во всех материалах, связанных с ними, упоминается имя Мотидзуки Тиёмэ - основоположницы обычая превращать девочек-сироток в наёмных убийц. Что мы можем сегодня знать об этой женщине, была ли её роль столь велика в истории ниндзя?
.
Первым делом стоит упомянуть о родственной связи Тиёмэ (или иногда Тиёдзё) с одним из величайших военачальников эпохи Сэнгоку - Такэдой Сингэном. Тот приходился дядей её мужу, Мотидзуки Нобумасе. Нобумаса часто отсутствовал дома, находясь в битвах и походах (такое уж время), и особое задание от могучего даймё получила его жена Тиёмэ - сформировать скрытую сеть агентов, которые могли бы собирать информацию о происходящем по всей Японии.
Тиёмэ-сан неспроста была выбрана для такого задания, ибо вела свою родословную от синоби из клана Кога - соседнего с безызвестной областью Ига регионом. Стартовой точкой она определила деревню Надзу края Синсю (современная префектура Нагано).
На первый взгляд происходящее в Надзу выглядело весьма мирно - сердобольная (и весьма обеспеченная) женщина принимала под своё крыло девочек и девушек, оставшихся без крыши на головой и беспризорных. Спасибо войне, таких было немало. Там они получали самое базовое образование, чтобы в дальнейшем занять хоть какую-нибудь роль в творящемся в стране беспорядке.
Приют, куда госпожа Мотидзуки принимала брошенных судьбой девочек, привязывал к ней спасённых от голода детишек куда лучше, чем любое военное училище. Они лично были обязаны ей: абстрактная добрая женщина откуда-то с вершин общества стала для них "старшей сестрой", любящей и заботливой. Поэтому они совершенно чистосердечно обучались всему, чему учила их в приюте Тиёмэ-онээ-сан. А учиться приходилось многому.
Как-то повелось считать, что куноити обязательно должна была владеть навыками боя не хуже мужчин. Но вопрос это явно спорный, ибо в военное время немногие женщины могли соперничать на поле боя с мужчинами, рождавшимися и десятилетиями живущими в биваках. Поэтому разумнее было бы предположить, что в первую очередь Мотидзуки обучала девочек слушать и видеть происходящее вокруг, а если надо, то и доставать информацию любыми способами. А женщины это умеют.
Извне казалось, что из приюта Тиёмэ выходят благочествие служки при храмах, бродячие гадалки или проститутки (весьма нормальное по тем временам занятие). Но учитывая, что женщины могли беспрепятственно границы владений и ходить по дорогам, получалось, что Мотидзуки сформировала грозную разведсилу, умело работавшую как с простыми людьми в деревнях, так и в пределах городских черт. Шпионов в образе странниц, если не с распростёртыми объятьями, то вполне благосклонно принимаемых в любом насёленном пункте, женщин, после нескольких часов с мужчиной выведывавших всю информацию о расположенных близ войсках очень трудно было недооценить. Поэтому две-три сотни таких разведчиц, которыми располагали теперь силы Сингэна очень долго позволяли тому держать в страхе своих врагов.
Но "Тигр земли Кай", как прозвали Такэду Сингэна, был убит (или просто умер от пневмонии - на этом расходятся версии) в 1573 году. Еще через два года в битве при Нагасино умирает муж Тиёмэ Нобумаса. О дальнейшей судьбе Мотидзуки Тиёмэ неизвестно, однако стоит предположить, что она смогла устроиться в своей жизни.
Образ Тиёмэ с исторической точки зрения весьма размыт, однако он прочно вошёл в современную культуру, как символ женщины-ниндзя. В играх и сериалах, нам не раз встречается её имя - так в Red Ninja: End of Honor и в Samurai Warriors Тиёмэ выступает в качестве наставника куноити. Что ж, благодарные потомки не забыли свою боевую родственницу.
PS: ах да, чуть не забыли. Никаких гейш из своих подопечных Мотидзуки Тиёмэ не делала, и даже сделать не могла. Первые женщины-гейши появились дай боже только лет через сто после начала её деятельности.