Кансэцу-дзюцу — искусство воздействия на суставыВ арсенале японских боевых искусств существует множество приемов, направленных на окончательное подавление противника - обездвиживание или обезвреживание его путём удушения (дзимэ) или проведения болевого приёма. Одна из групп таких техник, ставящих целью "дожимание" соперника через воздействие на локти, колени или другие суставы, получило название кансэцу (или иногда кОнсэцу) вадза. Искусством же воздействия на суставы с более широкой перспективы можно назвать кансэцу-дзюцу, и оно является одной из составных частей нинпо- и будо-тайдзюцу.

.

Раньше

Не секрет, что зачастую синоби в истории играли роль внутренней полиции различных владений у даймё и военачальников. Это значит, что типично полицейские функции (вроде задержания и обезвреживания) ложились на их плечи. Такие обязанности привели как к появлению весьма специфического вооружения (вроде торимоно сандогу), так и техник по пленению, связыванию и аресту (тайхо-дзюцу). И без удержания и заломов рук, ног и головы "подозреваемых" тут обойтись не могло.

Развитие мускульной гибкости и эластичности связок занятие практически бесконечное. Однако наиболее прочные соединения твердых тканей человеческого тела имеют свои ограничения - поэтому там где бессильно коппо-дзюцу (ломание костей), приходит кансэцу - воздействие на суставы, соединяющие эти самые кости.

кансэцу-вадзаХрящи - ткань гораздо более податливая, и поэтому травмировать их гораздо проще, чем что-либо другое. Поэтому и полицейские, и ниндзя пользовались кансэцу-дзюцу как для пленения своей цели, так и для причинения максимального ущерба (сломать колено, например, чтобы неприятель не мог преследовать агента, или повредить руку ценному пленнику, чтобы тот не имел возможности сопротивляьться или убить себя).

Любое искусство синоби могли рассматрить двояко (согласно концепциям ин-ё и тэн-ти-дзин) - как по направлению к источнику опасности, так и по отношению к себе. Поэтому вполне допустимо, что при необходимости кансэцу-дзюцу применялось ниндзя и для собственных суставов - для симуляции вывиха при маскировке, например, или извлечения кости из суставной сумки для удлиннения своей конечности (ходят и такие байки).

Сегодня

В наши дни консэцу-дзюцу нашло применения в школах современных боевых искусств - дзюдо, айкидо и т.д. - в форме кансэцу-вадза, приемов заломов, преимущественно рук. Эти приемы как нельзя лучше соответствуют нынешнему восприятию БИ - они вызывают боль, работают в основном из захватов, но редко доводятся до прямого назначения - вывиха или перелома локтя, а значит, могут быть тренированы в залах практически любой аудитории.