глаза ниндзяПредставление о гипнозе у большинства наших современников схоже с их знаниями о ниндзя - его либо склонны наделять практически всемогущим потенциалом, будучи примененным некими "особыми" людьми, либо считают откровенным надувательством. И тем не менее, применение гипноза сейчас рельно даже в медицинским целях (и более того - он входит во многие лечебные программы), что охлаждает пыл даже самых ярых скептиков. В практиках же ниндзя искусство, наиболее близко описываемое нашим языком как "гипноз", называется саймин-дзюцу.

.

Большинство тех примеров, которые мы знаем о гипнозе - результат скорее так называемого "самогипноза", поскольку без собственного согласия человека воздействовать на его волю практически невозможно. Действия же гипнотизера с большей уверенностью можно назвать помощью при самогипнозе. Синоби хорошо понимали эту особенность (точнее, обладали знаниями о ментальной и духовной составляющих человеческого сознания), поэтому воздействие саймин-дзюцу было чаще мгновенным и спонтанным - полностью противоположным долгому процессу расслабления, успокоения и настройки на сеансы европейского месмеризма.

Необходимым условием для практики саймин-дзюцу является полное единение тела, воли и разума синоби, благодаря которому любое его действие отвечало текущему естественному потоку событий, свободному от условностей человеческих суждений, морали или предрассудков. Это делало самого ниндзя неуязвимым к гипнозу любого рода (в том числе и глобального, пример которого мы можем видеть в современной "зомбификации" общества), оставляя его в каждый момент времени наедине только с природой. Такое триединство получило название "санмицу" или "саммицу" и заслуживает отдельного рассмотрения.

Практическое применение саймин-дзюцу будет довольно трудно описать привычными терминами. Суть его можно попробовать выразить в таком заключении - "манипуляция действиями цели путём создания таких условий, при которых она создаст для себя нужное представление об окружающем мире: времени, расстоянии или действии". В данном описании ощутимо прослеживается связь с кио-дзюцу, однако действующий элемент саймин-дзюцу - не обман, а скорее изменение самого хода мыслей оппонента.

Несколько примеров проявления саймин-дзюцу на самом простом уровне:

  • таинственные искусства ниндзя Стивен Хайесрезкое оглушение противника криком ки-ай в момент атаки
  • неожиданное проявление неподходящих эмоций в экстремальной ситуации (при попытке ограбления криминальному элементу пожали руку, поинтересовались здоровьем матушки и ушли, оставив тихо переваривать происшедшее)
  • высказывание противоречивого/спорного аргумента, парализующего мыслительный процесс визави

Вот такой "гипноз" на всех трёх уровнях - тела, эмоций и мысли. Конечно, к саймин-дзюцу в определённой степени можно отнести и хэнсо-дзюцу и интон, а так же онгё-дзюцу или ё-дзюцу, но действительно заинтересованный читатель сможет найти знания о каждом из этих предметов. В качестве же хорошего источника о саймин-дзюцу можно порекомендовать книгу Стивена Хайеса "Таинственные искусства ниндзя".