mist strangerВероятно, важнейшее из искусств, определяющее сам принцип действия ниндзя и отличающее его от работы обычных шпионов, солдат и воинов, - кёдзицу (или ещё киодзицу) - часто переводят как "искусство обмана". Однако же, если рассмотривать ниндзюцу с позиций даосизма, который оказал немалое влияние на философию ночных воинов, более корректным вариантом будет "представление правды ложью и лжи - правдой". Два слога, образующие слово "кёдзицу" означают соответственно понятия "ложь" (ке) и "истина" (дзицу) и их совместно употребление практически идентично известной дуалистической концепции "инь-янь" (или по-японски "ин-ё").

.

Помимо "кёдзицу" для описания навыков манипуляции истиной также часто используется и слово "кёдзюцу" - и это не ошибки транслитерирования, как регулярно можно увидеть в американской литературе и фильмах на примере слов "ниндзицу" или "джиу-джицу", это полная замена второго слога на типичный иероглиф "дзюцу", означающий "умение, навык, искусство". Таким образом "кёдзюцу" становится истинным "искусством лжи".

Но почему кёдзицу стало таким знаковым понятием для ниндзя? В фильмах и книгах от ниндзя легче не услышать ничего вообще, чем ложь в живой речи, само слово "кёдзицу" встречается гораздо реже, чем "гэндзюцу" или "тайдзюцу", например (один из немногих случаев - кёдзицу тэнкан хо Будзинкана).

Дело в том, что иллюзии, на порождение которых и ориентировано кёдзицу, полнят историю ниндзюцу от древнейших времён и до наших дней. И говоря об иллюзиях, мы имеем в виду не призраков и видения, вызываемых хитрыми сюгэндзя, но многочисленные мифы, кривотолки и преувеличения, которые сопровождали синоби с момента их появления в истории.


Iga mountains

Основа кёдзицу - погрузить соперника в другой мир, мир в котором он заранее обречён совершать действия, результат которых давно просчитан ниндзя. Каким образом происходит это погружение зависит только от масштабов проводимых операций и используемых технологий. Так в поединке один на один достаточно фальшивого замаха, в штурме укреплённого лагеря - отвлекающего пожара, а при сражении двух армий - иллюзии прибывающего подкрепления. Даже в передаче знаний из поколения в поколение, её методике и содержании уже содержались элементы кёдзицу - для примера: все же мы знаем, что никакой сверхъестественной силой ниндзя не обладали? Или всё-таки?..

Именно в этой неопределённости или, наоборот, избыточной уверенности в каком-либо факте и заключается сила кёдзицу. В то время, как противник находится во власти иллюзий, планирования и нерешительности, для ниндзя играет роль лишь единение с общим потоком событий.


Масштабы кёдзюцу легко можно продемонстрировать на примере сегодняшних дней. Лишь единицы из многих сотен тысяч увлекающихся ниндзюцу людей по всему миру могут с уверенностью сказать что-либо точное и определённое о ниндзя. Облик синоби, их оружие, герои и лидеры, искусства и возможности - почти всё это можно при желании поставить под вопрос. Сейчас любая из многочисленных школ "одного старого мастера-ниндзя" в каждый момент может оказаться как очередным МакДодзё, так и натурально драгоценной крупицей древнего знания. С каждым годом растет количество историков-любителей, посвятивших себя исследованию мира синоби, но смогут ли они преодолеть наследство древнего умения "манипуляции истиной" - ещё большой вопрос.