Раньше

Применение кусаригамы в современном понимании ассоциируется в первую очередь с ниндзя и их производными. Даже изучение кусаригамадзюцу входит практически во все школы нинпо и является одним из обязательных навыков, которыми должен уметь владеть ниндзя (со слов отцов-основателей, конечно). Корни у данного искусства все-таки достаточно глубоки.

.

Развитие кусаригамадзюцу началось ещё с двенадцатого века, и вплоть до семнадцатого века оставалось одним из популярнейших боевых искусств феодальной Японии. Количество школ кусаригама-дзюцу исчислялось десятками, и развитие это вполне объяснимо эффективностью данного оружия - серпа на цепи, позволявшего нейтрализовать длинное самурайское и солдатское оружие тяжелым грузом. Но не смотря на это, последнее слово все-таки оставалось за наиболее умелым мастером, известна история о Сисидо Байкене - самурае и великом бойце кусари-камой, которого убил один из величайших мечников Миямото Мусаси.

На полях военных действий кусарикамадзюцу не было столь распространенным, как в полицейских и дуэльных целях - сказывается особенность оружия, требующая большого пространства для раскручивания цепи. Да и входило кусаригамадзюцу все же чаще как дополнительное знание к изучению многочисленных других видов оружия - для примера, школа Суйо-рю, основанная в 1615 году, специализировалась на иайдзюцу, но в её программе до сегодняшних дней сохранились техники кусари-камы. Или школа нагинатадзюцу Тендо-рю, основанная в 1582 году, хоть и основывалась на техниках алебарды, но все равно изучало и техники кендзюцу с катаной и кодачи и кусаригамадзюцу.

Для ниндзя навыки кусарикамадзюцу отметились в школах, унаследованных от кланов Ига и Кога. И хотя в масс-культуре синоби с кусарикамой встречаются гораздо реже, данное искусство исторически было гораздо ближе "воинам ночи", чем те же нунчаки, или, прости господи, сай.

Сегодня

Популярность кусаригамадзюцу не прошла даром - во многих, очень многих школах самурайского искусства, доживших до наших дней оно осталось в обязательной программе занятий. Даже Масутацу Ояма оставил его тренировках по карате. И хотя для современного человека польза от владения им не выше пользы от того же бодзюцу (а то и меньше), но настоящий будока  умеет видеть сквозь оружие в своих руках и всегда знает, полезны или нет его умения в любой ситуации.