Попытки обойти ополоумевшую цензуру SNES, нещадно резавшую и закрывавшую проекты игр в 90х, порой выглядят весьма элегантно. Так, потенциально хардкорный и кровавый платформер про ниндзя, несущего месть целому конгломерату мерзких уродов, изначально задумался с этими целями как целиком и полностью состоящий из роботов и киборгов, и получил название "Хаганэ" (или "Сталь"). На выходе же получился совершенно неизвестный широкому кругу игроков продукт, тем не менее совершенно замечательный и сравнимый со многими шедеврами жанра на данной платформе, да и вообще для 16 бит.
.
Нюансы сюжета и даже его основа в самой игре практически не раскрываются - обо всем происходящем по сути мы можем узнать только из сопроводительного к игре буклета. Если говорить вкратце, то речь там идет о противостоянии двух кланов - Фума и Кома, в результате которого первый был полностью истреблен после захвата Кома охранявшегося кланом Фума Святого Грааля (да, впихивание христианских элементов в чисто японский концепт в Империи Ямато не редкость). Один из поверженных ниндзя Фума-рю был возвращен к жизни путем имплантации его мозга в тело киборга таинственным старцем по имени Момоти. Воскрешенный Фума получает имя Хаганэ и отправляется, чтобы отомстить и вернуть Грааль.
Имена, встреченные в игре неиллюзорно ассоциируются с реальными персонажами из ниндзевой истории - что Момоти, что Фума (последний вообще любимец игроделов). По механике же самой игры - она типичный ниндзя-платформер, какими были Ninja Gaiden или Shinobi, с прыгучим и подвижным протагонистом, множеством видов вооружения и особой магией синоби.
Однако и оружие, и приемы у Хаганэ, хоть и напоминают о нетленной классике, однако же имеют несколько весомых особенностей. В первую очередь надо помнить, что он - в большой степени робот, поэтому в его теле/корпусе уже с первых секунд игры наличествует весь доступный арсенал: меч для ближнего боя, гарпун для цепляния за стены, метательные ножи (кунаи) на рекативной, похоже, тяге, ручные гранаты. Плюс обязательная возможно одним махом избавиться от всех супостатов на экране разом - то ли ядерный запас, то ли колдунство ниндзя.
Через уровни Хаганэ путешествует и пешком, и верхом на глайдере, попутно вынося сотни злых роботов-солдат, роботов-ямабуси и роботов-самураев. Гибкость, доставшаяся ему от других синоби, позволяет ему не только высоко прыгать, хвататься за потолки, но и делать колесо по земле, заряжаясь для специальных атак, коих насчитывается аж шесть штук!
Графически игра получилась на достойном уровне - дизайн противников, огромных боссов и самого Хаганэ на все 100% соответствует духу постапокалиптической, роботизированной до предела Японии, в которой смешались традиционные статуи богов и высоковольтные кабели, народная нечисть и лазерные лучи, театральные маски, алтари и ракетная тяга (ждите последнего босса). Цвета, увы, не блещут яркостью, но так и должно быть.
Управление очень удобно, для игр SNES того времени это однозначый успех. Сложность достаточно высока, но совершенно не запредельна. Концовка... она бесподобна. Проста, небогата на анимацию, но умеет вышибить слезу, или в крайнем случае задуматься. В любом случае, любителям хорошего ниндзя-экшена - рекомендовано. Путь это и 1994 год, но хотя Хаганэ был недооценен в те года, пусть это будет исправлено сейчас.