ходзе-дзюцу, искусство связыванияРаньше

В дикие-дикие времена, когда самураи и ниндзя бродили по японской земле не только в фантазиях, но и в реальности, искусство убивать ценилось весьма высоко. Однако нередки были случаи, когда пленить и выкрасть человека было всяко выгодней (не говоря уже - гуманней), чем укокошить. При этом, чтобы пленник не смог убежать и нажаловаться на пленителей, его требовалось достаточно серьезно лишить подвижности. Ампутация ненужных конечностей - выход, безусловно, верный, но не самый удобный, хотя бы потому, что с покалеченным человеком возни гораздо больше. А посему именно качественное связывание стало одним из важнейших умений ниндзя, военного сословия и полицаев.

.

 

Японский гений породил неисчислимое множество видов опутывания пленника, но в целом можно выделить несколько основных направлений этого славного искусства:

  • Полное связывание, совершенно лишающее пленника возможности шевелиться. Естественно, такое связывание использовалось в тех случаях, когда от пленника требовалось только лежать и не подавать признаков жизни. Часто подобное опутывание превращало "арестанта" в бревно, причиняющее себе невыносимые муки одной лишь попыткой движения: расположенные нужным образом узлы давили на болевые точки, петли врезались в горло и душили, перевязанные части тела грозились оторваться. Нередко данные связывания применялись и в качестве пыток: выгнутый дугой пленник становился луком, удушаемым собственной тетивой каждый раз, когда он пытался хоть немного расслабиться.
  • Частичное связывание, позволяющее совершать движения в пределах, предусмотренных узлами. Очевидно, что эти техники применялись при конвоировании (опутывались руки, туловище и частично ноги для ограничения возможности бежать) либо при содержании узника, полезного как раз своими действиями (например, оружейника). Ну и разумеется, ничто не мешало сделать петли и узлы болезненными, дабы полностью исключить у связанного мысль о побеге.
  • Эстетическое связывание, или сибари (shibari) - добровольное связывание с целью получения эстетического удовольствия. Появилось в середине ХХ века как один из элементов наследия театра Кабуки.

Поскольку от выполнения заданий зачастую зависела сама жизнь ниндзя, уверенное владение ходзё-дзюцу входило в обязательную подготовку синоби. Умение и связать противника, и, при необходимости, выбраться из пут было важно для всех ночных воинов.

Сегодня

В наше время обучение ходзё-дзюцу официально входит в программу многих школ дзю-дзюцу (ну и ниндзей, конечно же) - например, Итацу-рю и Такэноути-рю.

Наследие хитрых предков все так же осваивается одним поколением бойцов за другим, передаваясь не только как традиция, но и как вполне практическое знание. Так, к примеру, полицейские в Японии до сих пор используют модифицированные техники ходзё-дзюцу для задержания преступников. Кто знает, возможно, и у нас когда-нибудь это безусловно полезное искусство будет взято на вооружение.