В своем романе о Джеймсе Бонде "Живешь только дважды" Йен Флеминг описал японские соловьиные полы (угуисубари): "Сконструированы с исключительным мастерством. Они поют при шаге любого человека. Никакой убийца не может пересечь их незамеченным."
Самым известным из строений с настоящим соловьиным полом является замок Ниномару в Киото, Япония (на фото).
.Поющие полы были японским способом предупреждения сёгуна и остальных обитателей дворца о возможных лазутчиках.
Основатель Токугавского сёгуната, феодального военного правительства, ввел использование специальной структуры досок и пола. При наступании на половицы опорные брусы и гвозди соприкасаются друг с другом, издавая мягкий, похожий на пение птицы звук. В отличие от сигнала тревоги, звук мелодичен и может сбить лазутчика с толку, не внушая ему опасений.
Ниномару соответственно означает "оборона на дальних подступах", и дворец - яркий памятник богатой истории Японии.
Наиболее важной и пышной из дворцовых комнат является Охирома Ити-но-ма (Первый Парадный Чертог). Именно там сёгун принимал прибывших к нему с визитом феодальных князей.
В октябре 1867 года 15й сёгун Токугава, Ёсинобу, собрал в этом зале князей из сорока провинций Японии и провозгласил, что верховная власть будет возвращена Императору. Это комната, в которой завершилось примерно 270-летнее военное правление клана Токугава.
Сёгуны вышли из рядов самураев, формировавших собственные наследственные кланы и ставших постепенно более могущественными, чем император. Во времена феодализма они присягали на верность даймё, потомственным аристократам-землевладельцам. В эру же Токугавского сёгуната владение землями для самураев было запрещено, вместо этого им разрешалось лишь жить в определенных кварталах примыкавших к замкам селений.
Именно в феодальную эпоху в Японии развилось ниндзюцу, искусство скрытности. Ниндзя возвели свою профессию шпионажа и наемного убийства в сложную комплексную науку, практикуя самоограничение и изучение широкого спектра дисциплин, включая астрономию, травоведение, медицину и основы питания. Для победы над своими врагами они изобретали хитроумнейшие приспособления, такие как отмычки, разборные плотики для пересечения водных преград, одежду, позволяющую скрывать мечи и ножи, и более 30 видов сюрикенов, смертельно опасных металлических метательных звезд.
Однако, несмотря на свою невероятную искусность, ниндзя остерегались проникать в замок Ниномару. Поступать так означало прожить слишком мало, чтобы рассказывать байки о великолепном соловином поле, ведь пересечь его, не будучи услышанным, было невозможно. Даже для того, чтобы просто достичь дверей дворца, лазутчику пришлось бы преодолеть два рва с водой и перебраться через крепостные стены.
И по сей день внутренние покои замка остаются недосягаемыми для папарацци, поскольку фотосъемка там строго запрещена. Можно, однако, сделать снимки внешней части замка, характеризующегося простым, но элегантным архитектурным стилем, которому отдавал предпочтение самурайский класс. Вход на территорию Ниномару осуществляется через величественные ворота Карамон, украшенные коньками и позолоченными элементами в китайском стиле. Сам дворец грандиозен, его 33 комнаты занимают площадь в 3 300 м . Он также знаменит своим изысканным внутренним убранством. Поскольку комплекс создавался как символ силы и богатства новоустановленного сёгуната, сёгун поручил украшение приемных залов лучшим мастерам школы Кано.
Художники Кано происходили из самурайской семьи низкого ранга, однако достигли известности благодаря своим картинам в китайском стиле с изображениями ландшафтов, птиц, сосен и цветов. Рисунки в замке, сохранившиеся с XVII века, - самые крупные из всех ими созданных.
В 1939 году дворец был передан в собственность города Киото и переименован в замок Нидзё, а в 1994 году вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом году замок Нидзё празднует свой 410й юбилей.
Пройдя по соловьиным полам, посетители могут выйти на свежий воздух и прогуляться в огромном саду Нидзё, известном изобилием и разнообразием камней и являющемся настоящим оазисом спокойствия. Его каменный ансамбль подчеркивает величие замка, а пруд отражает деревья с их оживающим весной и осенью многоцветием.
Неизвестно, ниндзя ли переиграли сёгунов с их поющими полами или все было наоборот, однако в наследство от той эпохи остался совершеннейший образец архитектурного мастерства. И в противоположность флеминговскому "Живешь только дважды" этот дворец обязательно нужно посетить с убеждением, что мы живем лишь раз.
Аиша Брук | 24 января 2013
Поющий пол в действии