birdНаблюдение в военно-разведывательных целях за природными явлениями и поведением зверей и птиц известно ещё со времен Сунь Цзы и появления его трактата "Искусство Войны". Эти знания, накопленные охотниками, лесниками и прочими близкими к природе людьми не раз сыграли решающую роль во многих сражениях - и, конечно же, дали ниндзя возможность манипулировать иллюзиями "мнимой природы".

.

Мономанэ-дзюцу в своем практическом применении известно как "искусство подражания голосам птиц и зверей". Из рассказов о ниндзя известен случай, когда Кидзару и Кодзару Симоцугэ лаем разбудили знатного самурая, разозлив его и заставив выдать своё расположение. Очевидно, что подобные знания приобретались исключительно индивидуально путём долгих тренировок - существование передаваемых из поколения в поколение специальных сведений и методик, облегчающих овладение такого рода навыками, представляется маловероятным.

Для каких же целей использовалось данное искусство? Скорее всего, мономанэ-дзюцу было необходимо для обмена информацией или сигналами в тех случаях, когда требовалось скрыть даже не личности, а вообще само присутствие людей в конкретном месте. В иных ситуациях нужно было, наоборот, сымитировать активность животного мира, предупреждая цель об опасности, которой на самом деле не существовало. Да и вообще, фантазия и сообразительность синоби позволяли использовать "искусство подражания" гораздо шире, чем мы, современные люди, можем представить - вспомним хотя бы приведенный выше пример с Симоцугэ.

японская соваЛогично, что практик мономанэ-дзюцу обязан был разбираться в повадках и зонах обитания всех имитируемых им животных - ведь несвоевременно поданный сигнал (например, уханье совы среди бела дня) привлекал к себе немногим меньшее внимание, чем человеческий голос, ставя под угрозу и успешность операции, и жизни самих ниндзя. А это означает, что знание географии, погодных примет и прочих сопутствующих факторов было столь же важным, как и непосредственно точность подражания.

Термин "мономанэ" часто применяется в контексте театральных выступлений: если смотреть шире, то вообще его можно перевести как "подражание". Но под этим подразумевается не простая имитация - актер должен жить своей ролью, воспринимая все происходящее так, как воспринимает его персонаж. И если для актеров этот аспект важен с профессиональной точки зрения, для ниндзя он стал залогом выживания.

В современном мире мономанэ - это комедийный жанр, в котором актеры пародируют известных личностей: артистов, политиков, ученых... Ну, или Мону Лизу, как в этом видео.