Раньше

На протяжении долгого-долгого времени, копья (или яри) были основным оружием японских пехотинцев. По своей популярности они превзошли другое древковое оружие (как нагинаты, например) и практически до последнего составляли базу армейского вооружения, пока окончательно не были вытеснены ружьями и пистолетами. Но несмотря на такое значительное угасание, искусство копейщиков и до сегодняшних дней изучается во многих школах восточных боевых искусств.

.

Искусство боя копьями - яри - было привезено в Японию очень и очень давно, возможно ещё с первыми японцами. Оригинальный вид китайских копий не получил большого распространения (поскольку был чересчур ориентирован на личное умение бойца), и достаточно долго яри оставались вне внимания самураев, предпочитавших стремительные дуэльные схватки на мечах вблизи или меткую перестрелку из луков на полном скаку. Вторжение монголов в тринадцатом веке послужило мощным толчком к развитию искусства содзюцу, и почуявшие всю опасность массового применения дешевых и длинных копий, которыми были вооружены корейские и китайские наемники, японцы моментально изменили подход к этому виду оружия. Результатом стало практически поголовное вооружение каждого простого пехотинца - босоногого асигару - длинным копьем: практичным, дешевым и легко применимым.

Так содзюцу стало рассматриваться как одно из обязательных для изучения воинских искусств. Количество существовавших школ, изучавших содзюцу, порой переваливало за четыре сотни - неудивительно, учитывая обилие видов копий, которое было изобретено и заново изобретено ухватистыми обитателями бывшей империи Ямато. Наример появление дзюмондзи-яри (копья с крестообразным наконечником) фактически положило начало классической школе Ходзоин-рю. И естественно, что для каждой разновидности копья соответствовали разные техники владения - не только прямые выпады, но рубящие, режущие удары, подсечки и подрезы.

Синоби, как изучавшие любой вид оружия, достаточно распространенный в их области, также включали содзюцу в программы подготовки своих бойцов. При этом вполне очевидно, что упор в изучении содзюцу для ниндзя делался на применение коротких копий, применяемых в помещениях или засадах (вспомним Укифунэ Дзинная). Кроме того, особенно часто при разговоре о копьях ниндзя упоминается каги-яри, или короткое копье с крюком в сторону основной вершины, позволявшее задерживать или обезоруживать противника, оставляя его беззащитным.

Сегодня

После угасания популярности копейных баталий содзюцу внезапно получило вторую жизнь в форме дзюкэндо, или штыкового боя. Конечно, многие техники оказались не у дел, но в чистом виде содзюцу выжило лишь в немногих школах будзюцу. Уже не раз упоминавшееся Катори Синто Рю тому подтверждение.