jingamaВ японском военном деле организации биваков и лошадиных стойл внимания уделялось ничуть не меньше, чем специфике транспортировки войск и тактическому размещению живой силы. Лошади, будучи практически единственным транспортным средством в те года, требовали тщательного ухода, недаром же бадзюцу включали в программу обязательного обучения самурайского сословия. Поэтому конюшие и лошадники пользовались определённым авторитетом в составе гарнизонов и подразделений, а используемые ими инструменты заняли особое место в арсенале японского служилого дела.

.

Умагоя сангу - "три предмета конюшни" - были предназначены для  различных операций, связанных с организацией военного лагеря и ухода за лошадьми, но одно объединяло их все: каждое могло быть применено как оружие, весьма отчетливо напоминая одну из родственных себе "немирных" вещиц из арсенала "ночных воинов". Умагоя сангу не раз прошли испытания на полях сражений и в конечном итоге заслужили почётное место среди буки (арсенала) самураев. Для синоби же навыки владения умагоя сангу дали возможность применять смертельное оружие, не требующее даже маскировки. В состав этого комплекта входили:

  1. hananejiХананэдзи (или хананэдзибо): металлическая или деревянная дубинка с петлёй у рукояти, преднезначенная для укрощения разбушевавшихся лошадей. Длина хананедзи могла варьироваться от 30 до 90 см, но в среднем составляла около полуметра. Этот инструмент считается одним из предков дзюттэ, применявшихся в полиции, и в случае угрозы становился серьёзным дробящим оружием.
  2. bashinБасин или башин: "лошадиная игла" предназначалась для "исцеления" загнанных коней - этим небольшим лезвием длиной около десяти сантиметров, им выпускали излишки крови из распухших жил. Вполне очевидно, что басин является прямым родственником и ножей, и бо-сюрикенов, ибо его балансировка позволяла метать их пусть и на небольшое расстояние, но с весьма убийственным эффектом.
  3. jingamaДзингама: серп хозяйственного назначения. Дзингама предназначалась для расчистки поля под тенты и заграждения от ветра, нарезания канатов и тому подобные мирные рубяще-режущие работы. Другим, не столь пацифистическим использованием дзингама было его применение для самообороны - наподобие других серпов кама в кобудо. В некоторых случаях дзингама изготовлялось простым креплением лезвия к хананэдзибо, в основном же эти два предмета были раздельны.

Упоминания об умагоя сангу достаточно редки в литературе об инструментарии боевых искусств, но навыки владения каждым из элементов этого комплекта в качестве оружия для любого буси в те времена были ничуть не менее важны, чем владение другим подобным оружием: кусари-кама, дзиттэ или сюрикэнами. Ниндзя же, умеющие использовать в качестве несущего смерть предмета почти всё, что находится под рукой, ценили его за незаметность и скрытность. Так что пусть умагоя сангу и не относятся с специфическому арсеналу синоби, но сполна достойны упоминания на страницах нашего сайта.