altСпустя несколько веков после угасания влияния кланов синоби на историю Японии отношение к понятию "ниндзя" поменялось практически диаметрально. Сегодня быть ниндзя в историческом понимании так же невозможно, как вернуть порядок вещей, бытовавший столетия назад. Поэтому в дальнейшем, говоря о приближении к состоянию "невидимок", мы будем подразумевать достижение такой внутренней и внешней кондиции, которая максимально отвечала бы уровню развития ниндзя в средневековой Японии, но с известной ориентировкой на современные условия и реалии, а также на персональную готовность конкретного человека.

.

Одной из главных ошибок, которую допускают наши современники, рассуждая о ниндзя, является непонимание и неприятие самого понятия "ниндзюцу". Для большинства это искусство убийства, скрытого проникновения, шпионажа - и, учитывая векторы применения ниндзюцу в Эпоху воюющих провинций, с этим трудно поспорить. По другому распространенному мнению, ниндзюцу - всего лишь один из многочисленных видов боевых искусств, ориентированный на победу не совсем привычными, "грязными" приемами вроде ударов в пах, по глазам и т.п. Так что же считать верным? И есть ли вообще чёткое определение этому искусству?

altДостаточно немногочисленные последователи школ ниндзюцу, существующих в наше время, трактуют данный термин по-своему. Так, иероглиф "нин" из слов "ниндзя", "ниндзюцу" может быть расшифрован в такой достаточно романтичной манере, как "сердце направляет меч" (как уж тут не вспомнить фильм "Синоби: сердце под острием меча"?), описывая "искусство ночных воинов" как умение применять самое смертельное оружие только для самых благих целей. Также "нин" вариативно переводится как "прятаться" или "терпеть", из-за чего искусство синоби можно интерпретировать как "искусство быть невидимым" или "искусство быть терпеливым".

От кого же прятались и что терпели синоби? В контексте немирной истории Японии ответ на этот вопрос достаточно очевиден: весь разношёрстный состав, поколение за поколением формировавший тонкую социальную прослойку под названием "ниндзя", имел своих противников, личных или навязанных хозяином, в борьбе с которыми значительную роль играло, помимо прочего, как раз умение скрываться и выжидать.

Сегодня же, когда в военных конфликтах персональное присутствие большого количества солдат совсем не обязательно, а сами конфликты практически в любом государстве заминаются мировыми силами (частные случаи мы упоминать не будем), у ниндзя совершенно иная роль и иные задачи.

На смену войне пришёл мир, и на смену приоритету выживания пришло главенство развития. Если раньше, в других условиях, от сил и навыков ниндзя зависели его жизнь и существование его клана, то сегодня от сил и навыков человека зависят "всего лишь" его личный комфорт и ощущение безопасности. Развитие в таком случае происходит одновременно и сложнее, и проще. Остаться в живых, например, так гораздо легче (разве что шею на турнике сломать можно), но и мотивация в предолении трудностей гораздо меньше. Зачем оттачивать мастерство удара, когда имеется травматическое оружие? Зачем осваивать умение терпеливо пережидать в секрете, когда есть GPS и мобильники? Зачем вообще нужно бегать под дождём, когда можно спокойно, в тепле и уюте доехать на автомобиле? Бесполезность в современном мире как боевых искусств в целом, так и искусства невидимок в частности представляется даже чересчур очевидной.

Но, с другой стороны, многие ли из нас носят оружие? Пригодится ли спутниковая навигация в знакомом подъезде? А сколько вы продержитесь, убегая от взбесившегося пса? Любой может оказаться в похожей ситуации, и ничто, кроме вашей смекалки и тренированного тела, вас не выручит. Именно умение обходиться в критических условиях без дополнительных "костылей", а также умение правильно использовать их, когда есть возможность, умение сливаться с естественным, природным ходом вещей, оказываясь в нужном месте в нужное время, и делают любого человека ниндзя. Естественно, это личное мнение автора статьи, но, возможно, немного поразмыслив, и вы придете к похожей точке зрения.


altЕщё одно заблуждение, касающееся ниндзя, - излишняя приверженность к устаревшим, архаическим формам: боя ли, мировосприятия ли, неважно. Это проклятие масс-культуры, превратившее ниндзя в экзотическую "фишку", обвешанную метательными звездами, шепчущую заклинания и исчезающую в облаке дыма. В реальности же аналоги современных ниндзя, работающие в спецслужбах, вряд ли носят с собой метательные ножи, хотя несомненно умеют ими пользоваться. Террористы-снайперы могут закрыть лицо маской, но не будут стрелять из лука. А гений маскировки, проходя в охраняемое помещение, скорее переоденется сервисным служащим, чем бродячим буддийским монахом.

Вообще, образ современного ниндзя, вероятнее всего, будет базироваться на трех основных факторах "временного действия", этаком триединстве материи, духа и разума:

  1. Использование технологий и материальных средств, наиболее подходящих в конкретный момент, и неважно, были ли они изобретены в последние полгода или возрастом чуть моложе колеса. Уметь метать звезды - это хорошо, но вот пулю они не обгонят. Сюда же можно отнести и развитие собственного тела, обращаясь к тренировкам не только многовековой давности.
  2. Приоритеты, наиболее характерные для текущего положения дел в обществе. Нет, тут идет речь не о любви к деньгам или власти, но о следовании мирному пути в мирное время, либо выживанию в период военных действий. Любое спутывание ориентиров (как бывает иногда с выживальщиками или, наоборот, с чрезмерными "потребителями") ни к чему хорошему не приведет. Ниндзя современности умеет отдыхать и наслаждаться жизнью, не впадая в крайности милитаризма или обреченной интроверсии.
  3. Осознание себя частичкой вечного или чего-то большего, старшего. Сознательно отделяясь от природы, мы сами отрезаем себе пути к отступлению, а замыкаясь на собственных источниках сил и энергии, лишаем себя возможности приобрести что-то сверх дарованного нам. Отказываясь же от прошлого своей родины или своего искусства, мы отказываемся и от их чести, превращаясь в этаких "гастарбайтеров поневоле".

Таким образом, можно увидеть, что картину чёрного ночного убийцы, характерную для ниндзя страшных времен гражданской войны, в наше время сменяет совсем иной образ: это человек, заботящийся о благополучии себя и своего окружения, развитый интеллектуально и физически, наслаждающийся каждым мгновением жизни и с уважением относящийся к окружающему миру и наследию прошлого.