noroshi posterХаос гражданской войны эпохи Сэнгоку Дзидай, длившийся долгие десятилетия в Японии, требовал молниеносных решений от военачальников и не менее стремительных перемещений армий. Приказы должны были отдаваться мгновенно, иначе любой из них мог оказаться последним для отряда. Поэтому скорость, с которой происходил обмен информацией, зачастую решала исход не только сражений, но и целых кампаний. И тут важную роль сыграло искусство подачи сигналов - нороси (айдзуанго) дзюцу.

.

Раньше

Изобретение нороси-дзюцу приписывают Такэде Сингэну, использовавшему своих ниндзя-мицумоно в период Муромати против своего главного противника Уэсуги Кэнсина. По другой версии нороси-дзюцу - изобретение исключительно самих синоби, в дальнейшем ставшее достоянием в копилке знаний любого мало-мальски серьезного военачальника. Это, впрочем, не мешало Сингэну пользоваться им в любом случае.

smokeСуть нороси-дзюцу заключается в применении различных средств, позволяющих создать какой-либо явный эффект, заметный на значительном расстоянии, обычно пиротехнический. Так, в ясный день использовались столбы дыма, издалека видные в чистом воздухе, а ночью и в ненастье подать нужный сигнал помогало яркое пламя костров.

Естественно, что со всей выдумкой синоби искусство не ограничивалось лишь фактом самого присутствия сигнала. Количество источников дыма или пламени, их интенсивность и длительность, а также сопровождаемый шум (в случае с порохом) могли шифровать в себе самые разные команды: от "подмога близко" до "срочно скрывайтесь". И разумеется нороси-дзюцу широко применялось в связке с киодзюцу - искусством обмана. Зажечь одинокие факелы, рассредоточенные подобно сигнальным огням разбившей бивак армии, создавая иллюзию огромного войска представляется самым обычным приемом.

Сегодня

В наши дни нороси-дзюцу изучается в качестве одного из многочисленных "узких" искусств, входящих в состав традиционных школ будзюцу. Подобно школам ниндзюцу нороси-дзюцу осталось достоянием лишь самых преданных адептов классических боевых искусств.