Раньше

Тренировка любых восточных боевых искусств немыслима только лишь в известном физическом аспекте. Зарождение любого стиля или школы непременно связано с глубокими внутенними мотивами и двигателями будущего направления (об этом немного изложено в соответствующей статье о сейсин-теки-кьойо). Проявление же моментального внутреннего состояния бойца в течение схватки, зачастую выраженное коротким криком, получило название киай.

 

.

Понятия "айки" и "киай" похожи не только вербально - они и пишутся практически одинаково. Разница только в направлении данного понятия. И то, и другое подразумевает управление внутренней энергией, но если "айки" манипулирует внешним источником (как в айкидо - действием противника), то "киай" концентрирует внутренний дух воина и направляет его через действия самого бойца.

Очень часто (да почти всегда) киай привыкли ассоциировать практически только с криком. Вспомните хотя бы небезызвестное "кийя", хотя что и как кричать вполне могло зависеть от происходящего с воином процесса. Сам факт же крика предполагает не только физическое воздействие на противника, в результате которого происходит комплексная атака (на рукоприкладном и аудиальном уровне), но и психическую фокусировку на желании сразить и уничтожить соперника, деморализующей его и позволяющую направить не только физическое тело воина, но и его более высокую сущность в бой. В таком случае, конечно, глупо было бы ждать криков в процессе тренировки с партнером, или при демонстрации техники - в тех случаях, когдя не стоит цели действительно раздваить оппонента. Но киай несет в себе и несколько других целей, которые не могут игнорироваться многими БИ в процессе их жизнедеятельности:

  • резкий выдох позволяет делать более резкие уходы от ударов, особенно на верхнем уровне
  • сжимающийся пресс во время выкрика дает большую защиту для внутренних органов
  • концентрация тела во время выдоха придает устойчивость, что необходимо для многих техник, особенно бросковых
  • ну и наконец, один лишь крик сам по себе может напугать и вывести из баланса слабого или неготового соперника

В ниндзюцу к киай сложилось не совсем однозначное отношение. С одной стороны, крик для воинов, чья деятельность по умолчанию стала символом невидимости и незаметности, полностью неприменим, и о его практическом использование не может идти и речи. С другой стороны, развитие мастерами данного искусства (получившего название киайдзюцу) позволяло управлять противником вообще без физического контакта - так по одной из историй, мастер ниндзюцу мог сбить и оглушить криком птицу в полете. Но такие техники боя не передаются ученикам ни на первый год занятий не на десятый, так что человеку глубоко не заинтересованному будет очень трудно приблизиться к данному искусству хоть сколько-нибудь близко.

Сегодня

Киай остается прикладной частью в тренировках многих дисциплин в наши дни. Тут и карате, и кэндо (когда каждый удар просто необходимо сопровождать соотвествующим криком) и много-много других. Есть ли смысл применять настоящий боевой крик в тренировках, и нужно ли попросту сотрясать воздух в реальном бою - тут каждый мастер и каждый ученик решают сами. Главное, чтобы не плодились впустую десятки "школ бесконтактного боя", лишь подрывающие веру в настоящее боевое искусство.

Очередной такой мастер против ММАшника. Походу, кончилась мана.