Раньше

Применение разведчиков в стане противника было известно сотни лет назад, и было даже зафиксировано в "Искусстве войны" Сунь Цзы. Ниндзя переняли и развили многочисленные способы маскировки и методы наблюдения за противником, применяя их в условиях средневоековой Японии. Так строгая классификация слоев и классов Японии, а также определенность в костюмах каждой "касты" только помогала шпионам и разведчикам вести наблюдение из личины, в которой никто не мог их обнаружить и распознать. Даже прически у различных сословий могли быть разными - вспомните знаменитый самурайский пучок волос, например.


.

Традиционно считается, что "сити-хо-дэ" (или "шичи хо дэ") были типичными вариантами имперсонализаций синоби, такими как:

  1. 出家 Сюкке, буддистский монах
  2. 虚無僧 Комусо, бродячий монах в шляпе, полностью скрывавшей его лицо
  3. 浪士 Ронин или цунэгата, самурай без хозяина, личина, позволявшая экипироваться по полной
  4. 商人 Акиндо, торговец
  5. 楽士 Гакуси, музыкант
  6. 山伏 Ямабуси, горный монах-воин, дальняя родня ниндзя
  7. 旅芸人 Саругаку или табигэнин, актер или циркач с обезьянкой

Но синоби никогда целенаправленно не сковывали себя какими-либо рамками и вышеперечисленные личины просто-напросто были наиболее типичными представителями незнакомых лиц (бродяг, если по-русски) в новых местах. Точно так же синоби могли прикинуться и самураем, и послом, и вообще кем угодно - известны случаи переодевания в чертей (они) или призраков.

Для того, чтобы полностью соотвествовать выбранной роли, синоби достаточно долго изучали повадки, обычаи и вариации облика представителей этой группы. Отсюда можно сделать вывод, что ниндзя были не только хорошими бойцами, как это принято считать, но и актерами, психологами и социологами, ведь малейшее несоответствие в поведении своей личины могли порой стоить жизни не только ниндзя, но и его семье и клану.

Для женщин-синоби куноичи ассортимент ролей был не меньше, хоть и представляется, что женщины редко путешествовали, тем более в одиночку. Поэтому куноити либо некоторое время вживались в роль на одном месте (как правило, играя роль служек храмов мико, служанок, крестьянок..), либо путешествовали в роли бродячих предсказательниц, гадалок, проституток.

Для изменения внешнего вида применялась обычная одежда требуемого класса. Особенности "второй личности" - хромота, болезни, увечья и так далее - достигались специальными методами (неудобной обувью, голодовкой, мастерским гримом). Все это необходимо было не только изобразить, но и вести себя так, как будто приходилось давно мириться с этими недостатками. Для этого ниндзя иногда поступали сходно с современными голливудскими актерами - на некоторое время жили рядом со своей будущей "личностью", если была такая возможность, перенимая повадки и навыки. И если с "рабоче-крестьянским" классом все было достаточно просто, то профессии творческие освоить достаточно тяжело даже современному человеку. А вам слабо научиться хотя бы жонглировать?

Сегодня

Современное общество предоставляет не в пример больше возможностей для перевоплощения, чем раньше. Возможность легкого приобретения как казуальной, так и деловой одежды позволяет моментально изменить свой облик на совершенно отличный. Недостаток религиозных служителей культа на улице вполне компенсируется представителями субкультур, носящими достаточно броские, отвлекающие элементы внешнего вида.

А такие вещи, как двусторонняя одежда (темная снаружи, броская изнутри) или широкие плащи, как раньше была универсальна, так и сегодня позволяет изменить свой облик за считанные секунды до полного неузнавания, только добавьте пару отвлекающих штрихов, вроде яркого головного убора или массивное украшение. А уж сколько в глазах женщин меняет простое кольцо на пальце, и говорить-то не стоит.