Японская эра сегунов и самураев давно прошла, но живы в стране ещё один, а может два настоящих ниндзя. Мастера темных искусств шпионажа и бесшумного убийства, ниндзя передавали своё умение от отца к сыну - но наши современники, похоже, будут среди них последними.
.Жизнь японских ниндзя была полна тайн. Принятые на службу благородными самураями для ведения шпионской, диверсионной и ликвидационной деятельности, они носили темные костюмы, скрывающие их по самые глаза, оставляя невидимыми в темноте. Невидимыми, пока те не нанесут первый и последний удар. Используя оружие, такое как сюрикэн (заостренные метательные звезды) или духовое ружье фукия, они были бесшумны, но смертоносны.
Кроме того ниндзя были прославленынми мечниками. Свое оружие они применяли не только для убийств, но для карабкания по стенам, проникновения во вражеские замки и наблюдения за своими врагами. Большинство их миссий были столь секретны, что не документировались на бумаге. Их методы и искусства передавались из уст в уста на протяжении поколений.
Все это позволило фильм-мейкерам, романистам и создателям комиксов выпустить на волю свое дикое воображение. Голливудские творения, такие как "Входит ниндзя" или "Американский Ниндзя" нарисовали синоби суперменами, бегающими по воде и исчезающими в мгновение ока.
"Подобные трюки невозможны, поскольку, как ни тренируйся, ниндзя были всего лишь людьми," смеется Дзиньити Каваками, последний грандмастер ниндзя, по данными музея Ига-рю. Он 21ый глава семьи Бан, одной из 53х входящих в состав клана ниндзя Кока. Он принялся изучать ниндзюцу (методы ниндзя) с шести лет у своего мастера Масадзо Исиды.
"Я думал, что мы всего лишь играем, а не изучаем ниндзюцу," говорит он. "И даже недоумевал, неужели он (мастер) готовит из меня вор-домушника, поскольку мы изучали такие вещи, как бесшумная ходьба или проникновение в чужие дома."
Другие навыки, которые Каваками изучил, было смешиваение лекарств и изготовление взрывчатки.
"Смешав несколько трав, я могу сделать яд, который необязательно убьет, но вызовет долгое и тяжелое заболевание".
Каваками унаследовал древние свитки клана в возрасте 18ти лет. В те дни, когда это было ещё обычным делом, умения ниндзя передавались от отца к сыну, и многие дети усыновлялись кланами ниндзя. Этих кланов было как минимум 49, но Кока-рю мистера Каваками и соседний с ним Ига-рю были наиболее известными, благодаря крупными феодалам, таким как Иэясу Токугава, объединившему Японию после веков гражданской войны, выиграв Битву при Сэкигахаре в 1600 году. Именно эрой Токугавы (более известной как эпоха Эдо) датируются немногочисленные упоминания о деятельности ниндзя.
"Они не были всего лишь убийцами, как думают многие люди, насмотревшиеся фильмов," утверждает Каваками. Фактически, это были единичные случаи. "Поскольку невозможно зарабатывать на жизнь, будучи просто ниндзя," смеётся он.
Об основной деятельности, дающей пропитание семьям синоби, ходят много теорий. Кто-то считается, что был земледельцем, кто-то - уличным торговцем, использовавшим свою внешнюю работу как прикрытие для шпионажа.
"Мы считаем, что некоторые стали самураями в течение эпохи Эдо," говорит Каваками. "Все ниндзя были категоризированы как одна из четырех каст, установленных правительством Токугавы в те года: воины, земледельцы, ремесленники или торговцы."
Ниндзя двадцать первого века, Каваками сегодня обычный инженер. В деловом костюме они ничем не выделяется из тысяч бизнесменов. Но титул "последнего ниндзя Японии", тем не менее, может носить не он один. Восьмидесятилетний Масааки Хацуми утверждает, что он лидер другого выжившего клана ниндзя - Тогакурэ-рю.
Хацуми основал международную организацию боевых искусств под названием "Будзинкан", насчитывающую более трехсот тысяч членов по всему миру. "Среди них есть и военные, и полицейские, в том числе и за рубежом," сказал он мне в одном из тренировочных залов (или додзё) в городе Нода префектуры Тиба.
Это совсем небольшой населенный пункт и явно не место, где вы ожидаете встретить множество иностранцев. Но додзе, площадью в 48 татами, всегда полно учениками, неотрывно следящими за каждым движением мастера Хацуми. Его приемы не размашисты, кроме разве что в случае применения отдельных видов оружия, и в большинстве случаев расчитаны на невооруженный бой. Каждая техника поясняется Хацуми своим ученикам, каким именно образом она выводит противника из строя. Пол Харпер (Соединенное Королевство) - один из преданных последователей, последние четверть века он каждый год проводит у учителя Хацуми по нескольку недель.
"В восьмидесятых годах прошлого века были популярны журналы о боевых искусствах, я изучал Каратэ и наткнулся на несколько статей о Будзинкан," говорит он.
"Это выглядело гораздо более полным и сложным видом боевого искусства, опирающимся на скрытые аспекты боя, и решил познакомиться с ним поближе."
Харпер утверждает, что наследственность его учителя интересовало его поначалу, но потом, "поняв, как работают техники и в чем основа тренировок Будзинкан, наследственность ниндзя стала гораздо менее значимой."
Но этим не ограничивается репутация Хацуми. Он выступил в роли постановщика и консультанта по боевым искусствам в бесчисленном количестве фильмов, в том числе "Живешь только дважды" Бондианы, и до сих пор продалжает практиковать техники ниндзя.
И Каваками, и Хацуми сходятся на одном. Никто из них не указывает ни единого лица, кто был бы достоин продолжить линию грандмастеров ниндзя.
"Во времена гражданской войны или на протяжении эпохи Эдо, умения ниндзя шпионить и убивать, или изготавливать лекарства и яды могли быть полезными", утверждает Каваками.
"Но сегодня у нас есть огнестрельное оружие, интернет и высококлассная медицина, так что искусству ниндзюцу нет места в современном мире."
Как итог, оне решил не выбирать себе наследника. Он просто преподает историю ниндзя на полставки в Университете Миэ. А несмотря на большое количество учеников, мистер Хацуми также отказался от этого шага.
"Мои ученики продолжат изучать некоторые техники, которые применялись ниндзя, но возглавлять клан должен [тот,] кто избран самой судьбой." Но сейчас нет такого человека, говорит он.
Ниндзя не будут забыты. Но, будучи когда-то внушающими ужас тайными убийцами, они запомнятся как персонажи мультиков, фильмов и компьютерных игр, или аниматоры туристов. Музей в городе Ига рад встречать путешественников со всего света группой трюкачей под именем Ашура, развлекающих публику невероятными фокусами и трюками ниндзя.
Совсем непохоже на искусство ниндзюцу, шумное и веселое шоу привлекает школьников и иностранцев. А тайна покинула землю ещё раньше, чем последний из ниндзя.